Суббота, 18.05.2024, 15:43
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогическая деятельность [3]
Такие разные уроки [23]
Проектная деятельность [3]
Внеклассная работа [3]
В мире мудрых мыслей [10]
Виды контроля [15]
Сценарии праздников [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Педагогическая деятельность

Творческая мастерская.
02.03.2014, 15:16

Урок литературы.

Рассказ А.П.Чехова «О любви»

Цель урока: попытаться понять некоторые черты мировоззрения А.П. Чехова на основе анализа языка его произведении; показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование урока. Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Сладкие грёзы» П,И, Чайковского (грамзапись); таблицы «Пласты лексики в речи Алёхина», «В творческой мастерской А.П. Чехова».

Ход урока.

I.            Вступительное слово учителя.

-     Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве Чехова. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведения Чехова, заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора = звуки, то для поэта и писателя - слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.

-     А что обозначает слово слово и язык, «язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того что называют сердцем, он выразитель воспитания всех сил - умственных и нравственных»,- так говорил Гончаров. И эти слова будут эпиграфом нашего урока. Запишем их.

II.          Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы посмотрим, как А.П. Чехов работает с языковым
материалом, как он использует речевые средства для выражения своего
авторского отношения к героям рассказа «О любви».

III.           Работа с текстом.

-     Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П.
Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Мы
хорошо знаем содержание этих рассказов, знаем, что рассказы объединены
одной темой. Какова ж эта тема? (О несовершенстве в жизни, о том, что
людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».

-     Как же развивается эта тема в рассказе «О любви». {Распространение «футлярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь).

-     Обратимся к тексту. Мы знаем с вами, что у Чехова заглавие рассказа
передаёт идейный смысл «О любви».

-       Что значит слово «любовь». Дома вы должны были заглянуть в «Словарь русского языка» СИ. Ожигова и выяснить значение этого слова. (Ученики читают свои записи)

В каком значении употребляет это слово Чехов? (Чувство самоотверженной, сердечной привязанности двух героев рассказа - Алехина и Анны Алексеевны Луганович).

-   Но слово - это единство лексического и грамматического значения. Мы с
вами выяснили лексическое, а грамматическое (сущ. 3-скл., ж.р., им.п.). но у
Чехова для названия рассказа выбрана определённая грам.форма. О любви
(форма предл. падежа) прочитав заглавие рассказа, мы понимаем, что
разговор пойдёт о любви. А можно ли этот рассказ назвать «Любовь»?
Почему?

-   Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви: (какой?)
что бы вы добавили в соответствии рассказа? (нежной, трагической,
грустной, запретной, тайной, незабывающейся...)

-   Вспомним особенность композиции рассказа. (Рассказ в рассказе).

-   О любви мы узнаём из рассказа Алёхина. Чехов умеет перевоплощаться в
своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов мастер речевого
портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем
гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность.
(Индивидуальные исследования, работа с текстом)

-Какова речь Алёхина? (содержательна, точна, правильна, богата и выразительна). Перед нами культурный, умный, образованный человек. В речи Алёхина Чехов использует самые разные пласты лексики.

На доске таблица «Пласты лексики в речи Алёхина».

-   разговорно-бытовая лексика (холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня,
почем говядина...)

-   просторечные слова (спанье в санях, мужики, бабы...)

-   просторечно-вульгарные слова (мурло)

-   просторечные грам-ие формы (тосковать по чёрном сюртуке).

-   церковно-славянская лексика (питать пристрастие, «тайна сия велика есть»)
-книжная  лексика  (обо   всём   этом   можно  трактовать   как  угодно;
поэтизировать, индивидуализировать)

-   просторечные фразеолог. обороты: (говорил бог знает что; выпил в один
присест; как белка в колесе)

-   Рассмотрев речь Алёхина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного,
культурного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и
даже речь. А достигает этого Чехов, вкладывая в уста героя множество
просторечных слов и выражений. Когда же Алёхин говорит о любви в
высоком значении этого слова, он меняется и строй его речи - его речь
становится поэтичной.

IV.          Выразительное чтение

-   Мы с вами знаем, что в образе главной героини Анны Алексеевны
Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова, знаем
историю взаимоотношений с А.П. Чеховым. Лидия Алексеевна   вернула
сестре Чехова, Марии Павловне, все его письма, кроме одного. Что же это
было за письмо?

(На фоне музыки Чайковского звучит отрывок из письма),

«9Лы не признавались друг другу в любви и сбывали её робко, ревниво. JL любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к^ чему может повести наша любовь, мне казалось невероятным, что эта моя тихая грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня любили. 1(уда бы я мог увести её? Фругое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если бы я, например, боролся за освобождение родины, или был знаменитым человеком, артистом, художником, а то из обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более будничную. Ж она, по-видимому, рассуждала подобным же образом, боясь сделать меня несчастным, хотела, чтобы я щнился на хорошей достойной девушке, и честно творила об этом. Ж потому^ я со жгучей болью в сердце понял, как^ненужно, мелко и как^обманчиво было всё то, что нам мешает любить. JT понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях, об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех и*11 добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.»

(Чтение закончилось, музыка тихо продолжается).

- Знакомы ли вам эти строки? Да, эти строки из письма и в то же время это
строки из рассказа «О любви». Из воспоминаний Авиловой можно узнать.
Узнав о женитьбе Чехова, Лидия Алексеевна пишет ему письмо и
подписывает «Алёхину», кладёт в другой конверт, на котором стоит имя А.П.
Чехова. И через некоторое время Авилова получает ответ от Алёхина. К
сожалению, по свидетельству Авиловой, подлинное письмо утеряно.

V,         Лингвистический эксперимент.

-   Мы с вами подбирали определение к слову «любовь». А какие определения
к этому слову подобрал Чехов? Найдите их в услышанном отрывке.

-   Тихая, грустная любовь. Как видите, слово грустная звучало и в ваших
ответах, ведь вы хорошо знакомы с текстом рассказа. Сейчас посмотрим,
насколько  вы  чутки  к  слову  писателя.  Закройте  книги.  Предлагаю
восстановить текст как можно ближе к авторскому. Чуть позже мы
сопоставим ваши варианты с чеховским.

Тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел женщину...,...,....,....,..., женщину, какой я раньше никогда не встречал. (Учащиеся работают с данным текстом) (чтение вариантов).

-   Многие из вас верно восстановили текст. Обратите внимание, как
расположены    эпитеты    у    Чехова:    молодая,    прекрасная,    добрая,
интеллигентная, обаятельная.

Обаятельная

-Давайте определим значение этого слова (учащиеся предлагают свои варианты, потом обращаются к словарю Ожегова) Обаятельный - очаровательный, полный притягательной силы. Эпитет у Чехова очень точный. Действительно, мы чувствуем, что образ любимой женщины полон у Алёхина притягательной силы. И ещё раз отметим, что речь Алёхина, когда он говорит о любимой женщине, становится поэтической,

VI. Музыкальное начало в повествовании Чехова.

Современник Чехова, профессор М.А. Членов, вспоминал: Чехов говорил, что каждое произведение прозы должно действовать не только своим содержанием, но и формой, должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление.

-   Какое чувство испытываете вы, когда слушаете чтение чеховских
произведений. (Похожее на то, когда воспринимаешь музыку).

- Нас поражает мелодия чеховской речи, её ритм, поражает музыкальность её
звучания. Как вы думаете, что помогло вам сегодня глубже почувствовать
музыкальность речи Чехова? (Музыка).

-   Узнаёте ли вы автора музыки? Что сближает повествование Чехова и
музыку Чайковского? (Сближает их то настроение, которое они ощущают,
слушая и речь, и музыку).

-   Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова
имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением,
можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово
поёт. Рассказы Чехова написаны словно для чтения вслух.  Давайте
попытаемся   проследить,   как   же   достигает   Чехов   музыкальности
повествования. (Слова поэтичны, мелодичны).

-   Вспомним в чём основное отличие поэтической речи от прозаической?
основе поэтической речи —ритм, размер, ритмичное начало),

-   Что такое ритм? (равномерное чередование каких-нибудь элементов)

В данном случае элементами ритма являются слова, из которых Чехов
строит предложения. Проанализируем отрывок, который мы услышали
(открываем тексты), попытаемся выявить какие-либо чередования в
предложениях.

Учащиеся работают с текстом, замечают, что Чехов часто употребляет в

предложениях однородные члены.

Скрывали её робко, ревниво; любил нежно, глубоко; тихая, грустная любовь;

счастливое течение жизни её мужа, детей.

Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов

таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях.

Короткие фразы, предельно стройные предложения, образная речь, и при этом - ясно ощущаемое ритмическое начало. Всё это и создаёт музыкальность, мелодичность речи Чехова.

Давайте проведём лингвистический эксперимент. И дома, и в поле, и в
сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной
женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика...

- Что можно сказать об этом предложении? (Предложение сложное, троекратное повторение однородных членов, в первой части однородные обстоятельства с повторяющимся союзом И).

-   Попробуем перестроить первую часть этого предложения опустим
повторяющийся союз.

- Что изменилось? (меняется эмоциональная окраска предложения).

-   Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с
повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная
окраска предложения, исчезает музыкальность фразы. Чехов с полным
правом мог заявлять «Умею кратко говорить о длинных вещах».' Он считал,
что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя,
который о многом должен догадываться сам.

Герои рассказа переживают, мучаются неразрешимыми вопросами: честна ли их любовь? Принесёт ли она им счастье? И только когда герои расстались, Алёхин понял: «как не нужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

- Нас захватывают переживания героев, вместе с ними мы пытаемся ответить
на те вопросы, которые они задают. Нельзя не почувствовать симпатии
автора к своим героям. А помогло нам всё это понять слово, ибо, по
определению Аристотеля,»слово есть знак состояния души».

VII. Подведение итогов.

- АЛ, Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался. В этом вы
сегодня убедились сами. Мы с вами попытались заглянуть в творческую
мастерскую Чехова, попытались выявить те приёмы обращения писателя со
словом, которые помогли ему достичь в своих произведениях, при их малом
объёме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.
(Таблица на доске):

В творческой мастерской А.П. Чехова: А.П. Чехов использует:

-   образную речь;

-   различные пласты лексики для создания речевого портрета;

-   точные оценочные определения;

-   стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений;

-   экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами.

- Конечно, это только часть тех приемов, которые использовал А.П. Чехов. Это большая неисчерпаемая тема, мы с вами рассмотрели лишь несколько примеров.

Рассказ окончен, но вопросы, заданные в рассказе, остались неразрешёнными. Чехов предоставил вершить суд над героями жизни и нам, его читателям. Наверно, нам нужно согласиться с Алёхиным, что «любовь -тайна сия велика есть». Как тайной является каждое произведение писателя, и, читая его, мы пытаемся разгадать эту тайну.

Категория: Педагогическая деятельность | Добавил: Баязитова
Просмотров: 1286 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа

Наш класс
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz