Разработка урока по русскому языку в
8 классе по теме «Вводные слова
и предложения» с использованием технологии «Развитие критического мышления
через чтение и письмо»
Цели и
задачи:
- повторить и систематизировать сведения о вводных словах и предложениях;
- дать понять учащимся, что
материал учебника по данной теме ограничен, что необходимо работать с дополнительной и справочной
литературой с целью углубления знаний;
- прививать интерес к музыке,
заострить внимание на ее роли в жизни человека.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
...Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было
искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они
отвечают... гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели
обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий. П.И.Чайковский
1 Оргмомент
Звучит
мелодия.
Слово
учителя:
На
сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и
предложениях.
Урок имеет
подзаголовок «Тема пройдена, но …».
Фраза не
закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит
по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала,
используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания,
свою работу на уроке.
А еще мы
будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил
незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим
творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.
Итак, за
работу.
2 Повторение
теоретических сведений.
Чтобы
успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о
вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру «Дерево мудрости».
Задание:
образовать группы; каждой группе сформулировать вопрос по материалу параграфа,
написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к «дереву».
На работу отводится 1 минута.
Итак, перед
нами «дерево мудрости». Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод
с «дерева мудрости»: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос.
Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.
Учитель: Мы
повторили практический материал, данный в учебнике.
В общем-то,
правила несложные. Значит, вы все знаете по данной теме и вам больше нечего
изучать? Давайте проверим.
3
Практическая часть
Задание 1. Работа по карточкам в группах
с дифференцированным заданием.
Анализируя
предложение, члены каждой группы распределяют между собой обязанности:
- выразительно, с правильной
интонацией прочитать предложение;
- найти вводное слово;
- определить, к какой группе по
значению относится вводное слово;
- объяснить знаки препинания при
вводных словах.
Предложения
для анализа.
1 группе:
Пожалуй ни
одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
(степень уверенности)
2 группе:
Неустанный
труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом все,
чем живет человек, нашло отражение в музыке. (замечания о способах оформления
речи)
3 группе:
По мнению
Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед. (источник
сообщений)
4 группе:
Музыка без
сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее. (степень уверенности)
5 группе:
К сожалению
есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. (чувство)
Учитель:
Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки
препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
Учитель: Что
же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Попробуем
ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Задание 2. Записать предложение:
Музыка,
согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти
вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Проблема:
такой группы в учебнике нет). Какое отношение выражает говорящий? (призыв к собеседнику)
Учитель: Какой
вывод можно сформулировать по итогам выполнения этого задания? Вывод 2: Не все группы вводных слов по
значению перечислены в учебнике.
Задание 3. Устный пунктуационный разбор.
Сравнить
предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено
запятыми, а в другом нет?
а) Без
музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и
окрыленности.
б) Быть
может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(С. Т.
Коненков, скульптор )
– Какой
вывод напрашивается в результате этого анализа?
– Как
отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 3: Одни и те же слова могут
употребляться то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения. Чтобы
различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 4. Цифровой диктант, который позволит
каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены
предложения.
На слайде
презентации выведены предложения, учащиеся должны указать номера предложений с
вводными словами.
- Настроение, которое выражает и
создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
- Хотя рожок – простой
музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
- Дирижер взмахнул палочкой, и
наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
- Во время концерта Никколо
Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна,
однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
- Музыка, казалось, звучала
везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
(Ключ: 2,5)
именно 25 апреля – день рождения Петра Ильича Чайковского
Задание 5. Где же человек может употреблять вводные
слова? (в речи, в письме, в докладе)
Работа с текстом
на неоправданное употребление вводных слов.
Конечно, 50 лет назад в нашем городе открылась детская
музыкальная школа. Тогда в ней было, по-моему, всего 35 учащихся и три
педагога, а сейчас, бесспорно, больше. Коллектив мечтал, наверное, о новых
инструментах и о том, чтобы музыка, во-первых, по выражению, стала народной
потребностью. Понемногу, может быть, эти мечты стали сбываться, и
доказательство тому - включение группы учащихся
детской музыкальной школы в состав, к счастью, областного симфонического
оркестра "Созвездие Байкала”, который занял почетное место, естественно, в
Австрии.
Вывод 4.
Вводные слова необходимо употреблять там, где это необходимо. Избегать вводных
слов-сорняков.
Петр Ильич
Чайковский
Проходит
время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей
узнают и любят этого композитора.
В чем же тут
дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех,
кто должен ее услышать.
Чайковский
написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета
наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел
найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек
должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.
Великого русского
композитора П. И. Чайковского в наши дни
это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в
его музыке бьется сердце России.
Задание: вставить
в тексте орфограммы и знаки препинания и
, подчеркнуть вводные слова и предложения.
Вывод 4. Необходимо знать
правописание вводных слов.
4 Итог урока
Вернемся к
подзаголовку нашего урока «Тема пройдена, но…»
- Итак, как
бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)
Обобщение
учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью
расширения и углубления знаний.
Домашнее
задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Музыка в моей
жизни» с использованием вводных слов и предложений.
|