Суббота, 18.05.2024, 14:57
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогическая деятельность [3]
Такие разные уроки [23]
Проектная деятельность [3]
Внеклассная работа [3]
В мире мудрых мыслей [10]
Виды контроля [15]
Сценарии праздников [8]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Такие разные уроки

А.Алексин "Безумная Евдокия".
13.03.2014, 12:41
Тема урока: В отзывчивости на чужое горе – начало истинного гуманизма

(по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»).

Цели урока:

Обучающая: знакомство с проблематикой повести.

Развивающие: развивать навыки и умения анализа художественного произведения.

Воспитывающие:

- формирование нравственно здоровой личности;

- воспитание гуманизма, семейных ценностей.

Технологии:

- личностно-ориентированные;

- обучение в сотрудничестве;

- применение ИКТ;

- здоровьесберегающая.

Вид занятия: творческая лаборатория с использованием межпредметных связей (культура речи, этика).

Оборудование:

- портрет А.Алексина;

- магнитофон;

- книжная выставка произведений А.Алексина.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга…

О.Высоцкая.  

Запись на доске: Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинного гуманизма (А. Барто).

                                                               Ход урока.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать»

I.Учитель:  Всем добрый день. Улыбнитесь друг другу.

   Сегодня у нас с вами урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые ставит перед собой каждый человек.  Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь? Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Что такое гуманизм? Дружба? Как стать терпимым к людям? Ответить на эти вопросы нам помогает уроки этики и художественная литература. Есть такие книги, мимо которых пройти нельзя, они должны стать вашими друзьями. К таким книгам относятся произведения А. Алексина. Большая часть его произведений адресована юношеству, людям, находящимся на пороге большой, самостоятельной жизни. Сегодня мы обратимся к одному из них – к повести «Безумная Евдокия».

II. Беседа по повести.

Учитель: - Повесть «Безумная Евдокия» драматична. О чем она?

- От имени кого ведется повествование в повести?

Ученик: Повествование ведется от имени отца Оли, главной героини повести. Это его исповедь. Он пытается понять для самого себя, когда и в чем была допущена роковая ошибка в воспитании дочери, приведшая к столь ужасному нервному потрясению ее матери.

Учитель: Какие они, родители Оли?

Ученик: Родители – хорошие люди. Мама Оли душевная, чуткая. Она умеет думать о других, всегда считается с настроением окружающих:

«….когда слишком уж ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то впору плакать. А упиваясь собственным горем, не можем не подумать, что у кого - то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми,» - так объясняет мать Оли свою жизненную позицию. Она не на словах, а на деле подтверждает ее.

Родители любили и баловали Олю: она была долгожданным ребенком. «Спасибо ей !» -сказали они, когда она родилась, хотя жизнью рисковала мать (у нее было больное сердце).

Ученик читает: «Вот, наверное, где был тот роковой поворот нашей жизни! – подумал я, - Мы перестали вглядываться друг в друга. Наши глаза устремились в ином направлении. «Родители Оленьки»- это стало нашей главной профессией». Отец Оли на все сморит ее глазами.

Учитель: Какой мы увидели безумную Евдокию глазами Оли?

Ученик: Оле кажется, что Евдокия Савельевна ценит только посредственных учеников. Родители не поддерживали авторитет учительницы, а внушали быть снисходительной к « безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу Оля.) И девочка продолжала по каждому поводу иронизировать над классной руководительницей.

Отцу Оли тоже казалось, что учительница стремится к тому, чтобы каждый ученик был «как все» - в кино и на выставке, на экскурсии и походе. Когда завуч школы предложил организовать выставку Олиных рисунков, Евдокия Савельевна предпочла устроить выставку для всех, кто умел держать  в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других»

А в спектакле по пьесе Шекспира, которую ученики играли на  английском языке, Евдокия Савельевна поручила Оле второстепенную роль, хотя она знала, что та лучше всех владела языком. Оля и ее  родители не поняли позицию учительницы.

Учитель: Оцените поступки Евдокии Савельевны с другой точки зрения. Правильно ли она делает.

Ученик: На протяжении почти всей повести мы смотрим на «безумною Евдокию» глазами Оли и ее отца, рассказчика. И составили для себя искаженный портрет умной и справедливой учительницы. Она не хотела выстраивать в общей ряд всех учеников, она лишь хотела вернуть Олю  в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она, упоенная своими успехами, оторвалась. Одиночество было ей наказанием.

Учитель: Зачитайте, что об этом говорит Евдокия Савельевна. (Ученик читает слова ). Согласны ли вы с ней?  

Ученик: Мы с ней соглашаемся. Наконец мы видим такой, какой она была на самом деле: перед нами несуразно одетая, ну мудрая, прозорливая, всю жизнь отдавшая своим питомцам. Она сознательно и настойчиво перевоспитать Олю.

Учитель: Что настораживает Евдокию Савельевну в Ольге.

Ученик: Дружба Оли и Люси. Она не умеет сочувствовать чужому горю, проявить заботу о другом человеке. «Обыкновенная история», - говорит она, когда другие переживают непоправимую драму отношений родителей Люси. Вместо сочувствия Оля зло иронизирует над подругой: «лет до старости расти нашей старосте! И все равно не вырасти», - громко смеется Оля над Люсей, задевая ее за самое больное место: Люся была мала ростом и тяжело переживала этот, как ей казалось, недостаток.

Учитель: Что еще можете добавить об отношении Оли к одноклассникам?

Ученик: Ни о ком Оля  не отзывалась хорошо, всегда с иронией.  (рассказ об отношении Оли к Боре Антохину, и Мите Колягину.)

Учитель: Куда пошли девятиклассники? Что случилось в походе?

(Ученик:  Оля ушла одна к месту назначения.  Отсутствие девочки испугало Евдокию Савельевну и ребят, они вернулись домой. Учительница пришла к родителям Оли. Они позвонили в милицию и ждали ответа. Матери ничего не сказали, т.к. у нее было слабое сердце.

Учитель: Зачитайте отрывок – звонок из милиции. (звонили о том, что надо было опознать труп девушки.) Отец и классная руководительница замешкались и трубку взяла мать.

«Я ее не узнаю», - сказала она и тихо села на диван.

«Я ее не узнаю», - повторяла она…(звучит Лакримоза).

Ученик: Через два часа появляется Оля, беспечная, веселая, с цветами в руках. (Чтение сцены, появления Оли).

Матери лучше не стало. Ее увозят в психиатрическую больницу.

(Звучит музыка Моцарта «Реквием»).

Учитель: Когда наступает прозрение отца?

Ученик. По дороге из больницы происходит диалог между отцом Оли и безумной Евдокией. Она говорит, что поступок Оли безнравственен.  Желая быть первой, девочка ушла из отряда, не подумав, какое беспокойство принесет окружающим ее людям.

Учительница говорит, что главное в людях все-таки талант человечности…

Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что она хотела пройти путем Мити Калягина, спасшего раненых бойцов в годы войны. Отец резко говорит дочери: « Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить самого близкого тебе человека. (чтение текста).

Отец видит свою вину. Он говорит, что любовь к детям должна быть зрячей. Они не сумели передать Оле то, что имели сами. Оля бездумно принимала любовь, сама ничего не давая.

 

 

Рефлексия.

Учитель: В чем главная мысль повести? (размышления учащихся). Вспомните предыдущий урок этики. Как вы сейчас понимаете слова Ф. Тютчева :  «…И нам сочувствие дается, как нам дается благодать...»)

Учитель: Проверьте свои мысли. (открывается закрытая на доске запись)-

В утверждении мысли:

- не быть равнодушным к чужому горю; «не затрагивать, походя чужой беды»; -

- в отзывчивости на чужое горе – начало истинного гуманизма;

– не замыкаться в себе, а чувствовать себя частицей общества, в котором живешь;

- «тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество.,- говорит Евдокия Савельевна, - мои ученики не стали знаменитостями, но и злодеев среди них нет. Ни одного. У них есть талант  человечности.

Учитель: Какие размышления вызывает повесть? Какие уроки можно из нее извлечь?

Дома напишите сочинение – миниатюру: «Посмотри на себя со стороны».

Доброта, милосердие, сострадание: Мы испытываем их дефицит. И литература, назначение которой с древнейших времен было воспитывать «чувства добрые», призывает нас к этому. И я хочу вам пожелать:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга…

                                                                                                                                                                                    О.Высоцкая.
Категория: Такие разные уроки | Добавил: Баязитова
Просмотров: 2361 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа

Наш класс
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz